Информационный вестник "ROS`a"
[b]Спасибо вам за посещение нашего сайта!Желаем вам всех благ!Вас приветствует творческий коллектив информационного вестника "ROS`a"[/b]

Здравствуйте! Сегодня Суббота. 20.04.2024 06:56


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 85

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2012 » Март » 24 » Некоторые особенности работы МИД России по поддержке российских соотечественников за рубежом
09:14
Некоторые особенности работы МИД России по поддержке российских соотечественников за рубежом
Прежде всего позвольте ответить на упреки, прозвучавшие в адрес чиновников. Чиновничество Министерства иностранных дел ориентировано на то, чтобы в осуществлении тех самых структурных реформ, о которых здесь говориться, не было помех, по крайней мере, с внешней стороны. Должен сказать, что МИД в этом плане делает все возможное. Чтобы вы поверили, что я не голословно защищаю мундир своего ведомства: г-н Лозанский как раз рассказал о том, как в Вашингтоне Российское посольство на постоянной основе является партнером в развитии отношений между нашими странами и предоставляет здание своего посольства для проведения мероприятий.

Теперь перейдем непосредственно к теме моего доклада. Доклад посвящен технической стороне того, как Министерство иностранных дел РФ может способствовать достижении целей вашего форума и тех проектов и задач, о которых здесь довольно ярко и обстоятельно говорилось.

Понятно, чтобы создать любое дело, нужно создать определенную обстановку для того, чтобы это дело получило движение и развитие и было направлено на конечный результат. Под такой обстановкой мы понимаем то, что с определенного момента Российская Федерация правильно поставила вопрос о необходимости повернуться лицом к нашим соотечественникам.

На сегодняшний день еще не устоялось точное определение, кто же это - соотечественники, и можно вполне справедливо согласиться с тем, что нет диаспоры. Что такое диаспора, как ее понимать?

Этот термин применяется условно, потому что российская диаспора – некая специфичная диаспора, в состав которой входит огромный многонациональный российский народ, представители многих наций. Понятие «русского мира» - понятие более широкое, речь идет о культуре, об укладе, об образе жизни, о некой внутренней, ностальгической связи, связи с той самой исторической Родиной, которая подпитывает этого человека, где бы он ни был.

И даже если человек сделал для себя выбор ассимилироваться в иностранную среду по каким-то причинам, я уверен, что его дети могут совершенно неожиданно даже для него, несмотря на то, что он принял все меры, чтобы лишить своего потомка русского языка, неожиданно повернуть лицом к исторической Родине. И мы наблюдаем такие примеры в своей практике работы за границей.

Я сам проработал много лет в Европе, в частности, во Франции, был генеральным консулом России, и знаю тысячи случаев, когда неожиданно приходил человек и говорил: «Вот видите, у меня паспорт моего деда, выданный царским правительством за соответствующей подписью Министерства внутренних дел Николая II. А я на этом основании хочу обратиться к российскому президенту, чтобы получить российское гражданство.» Правда, после объяснений, что это налагает некоторые обязательства, человек останавливался в своем порыве, потому что тогда ему придется как-то решать проблемы со своим французским гражданством. И он, видимо, обнаруживает, что не имел достаточно информации, и поэтому не готов делать следующие шаги. Но, может быть, кто-то из его потомков, в конечном счете, сделает такой шаг.

Главное, что с определенного периода, где-то с середины 90-х годов, российское государство сделало правильный, четкий, долгосрочный и долговременный выбор поддерживать российских соотечественников повсюду, где бы они ни жили. Но, разумеется, на определенном этапе важнее было снять остроту проблемы хотя бы тех соотечественников, которые жили или остались, не желая того, в странах ближнего зарубежья и продолжают там жить. Многие там оказались вынужденно, попали туда по распределению на работу и т.д. Много осталось ветеранов Великой Отечественной войны и пенсионеров. И, таким образом, выделяемые с середины 90-х годов средства по большей части шли и продолжают идти в основном на поддержку этих групп соотечественников. Эффективно это или неэффективно? С точки зрения научного или практического результата это, можно сказать, неэффективно. А с точки зрения нравственной и моральной проблемы? С точки зрения человека, который защищал Советский Союз, считал его своей родиной и достойно вышел на пенсию, это правильно. Результат в том, что человек не остался брошенным. И сейчас уже это действие дает практический результат: острота проблемы на сегодняшний день снята. Средства, на это потраченные, по нашим российским меркам значительные. Например, за прошлый год государство выделило на это 210 млн. рублей. Для России это деньги. А по сравнению с другими странами? Небольшая Польша выделяет в четыре с лишним раза больше средств на поддержку своей Полонии, которая многократно меньше, чем наша зарубежная русскоязычная диаспора. Но главное, что сделан первый шаг. И поскольку эти граждане российские или граждане российской диаспоры проживают в зарубежных странах, то ясно, что российское государство отказаться от этой политики или отойти от нее не может. Правильно, что эта политика стала приоритетной частью политики РФ.

Для того, чтобы это реально осуществлялось на практике, в рамках правительства создана Правительственная комиссия, которая занимается рассмотрением вопросов, связанных с использованием средств, выделяемых на поддержку диаспоры. На государственном уровне принят закон о государственной политике по поддержке российских соотечественников за рубежом. Им утверждены основные направления, по которым идет расходование средств. Тяжело идет, потому что это целевые средства и временами вмешиваются бухгалтеры. И эти бухгалтеры диктуют нам делать так, как это им понятно с технической стороны, не учитывая некоторые политические аспекты.

Сегодня существует некий порядок утверждения заявок на формирование этого перечня на текущий год. Этот порядок достаточно жестко нами выстроен и утвержден на Правительственной комиссии. К определенному периоду министерство и ведомство, которое участвует в выдвижении своих заявок, направляет эти заявки в Министерство иностранных дел. Придется еще совместно побороться, чтобы через соответствующее министерство, которое курирует вопросы науки, совместно с министерством образования и культуры, в зависимости от того, какой это будет проект и к чему он будет ближе, можно выступить с инициативой выдвижения определенной обоснованной заявки для включения в этот перечень. То, что ее сразу включат в список, гарантировать не могу. Но она будет рассмотрена и, если аргументы будут достаточно весомые, у Министерства иностранных дел, есть основания побороться за вашу заявку.

МИД – ведомство, которое выполняет координирующую функцию в этом вопросе. На МИД возложены обязанности координировать единую внешнеполитическую линию и для частных, и для государственных структур, выступающих на международной арене партнерами с иностранцами.

В этом году Министерством образования разработан проект, касающийся дистанционного обучения для русскоязычных в странах СНГ и Балтии. Мы за это боремся и предполагаем, что реализация этого проекта будет включена в финансирования из госбюджета. В этом плане МИД придерживается четкой и последовательной линии.

Относительно того, в какие сроки должны поступать эти заявки. Заинтересованное сообщество может обратиться с соответствующим письмом в МИД, и мы вам полностью дадим план-график по этому перечню. Обращаю ваше внимание на то, что нынешний порядок требует, чтобы это было сделано через министерство или ведомство, которое курирует соответствующую отрасль.

В конце хочу сказать, что работа идет непростая. Мы только в начале пути, и не случайно поэтому создано специальное отдельное управление по работе с соотечественниками внутри структуры подразделения МИДа. Это направление поручено курировать первому заместителю министра иностранных дел.

Мы отвечаем на все письма, которые к нам идут. Порой мы вынуждены давать отрицательные ответы, потому что установленный порядок мы не в праве менять. Но мы не оставляем без реакции обращения ни отдельных граждан (ветеранов, инвалидов, который нуждается в помощи на какое-нибудь лекарство), ни обращения солидной ассоциации наших соотечественников в одной из стран СНГ по определенному проекту. Мы четко говорим, можем ли мы финансировать или нет.

Такой же деятельностью, уже менее централизовано, занимается с большой активностью и успехом московское правительство. Поскольку на сегодняшний день бюджетно-целевое финансирование не разрешает использование этих средств в странах традиционного зарубежья, дальнего зарубежья, а только в странах СНГ и Балтии, в значительной части наши усилия по работе с соотечественниками дальнего зарубежья компенсируются действиями московского правительства.

Выступая как защитник этих действий, должен сказать, что за прошлые годы было проведено два крупнейших мероприятия: «Зарубежная диаспора – экономический ресурс России» и «Зарубежная диаспора – интеллектуальный ресурс России». Мы в них участвуем на долевой основе, т.е. за счет средств Правительственной комиссии.

Обнаружились вещи, безусловно, очень интересные: представители дальнего зарубежья, неплохо интегрировавшиеся и даже ассимилировавшиеся в то обществе, в котором они проживают, в один голос заявляли, что они рады такому повороту нашего государства лицом к ним. Они говорили, что пока они не нуждаются в помощи со стороны государства, как наши соотечественники в странах СНГ, но они рады, что Россия к ним вернулась. Они с удовольствием теперь, откликнувшись, участвуют в наших мероприятиях.

Если интересный проект родится в недрах ваших обсуждений, то этот проект можно попытаться представить через Московское правительство. Исход получения какого-то финансирования нельзя сейчас предсказать, но я думаю, что вопрос этот вполне решаем. Вся та помощь, которая совершается в поддержку зарубежных стран по международной практике, решается, как правило, не на обращении на полное финансирование, а на обращении дофинансирования по принципу: найдите 5 рублей, а мы вам дадим еще червонец. Т.е. если найдены какие-то первоначальные средства, то на таких условиях этот вопрос будет решаться намного проще.

В 2004 году перечень направлений расходования бюджетных средств не претерпел существенных изменений. Хотя идут предложения о том, что необходимо вносить какие-то изменения и коррективы. Но один проект от Министерства образования – программа дистанционного обучения – все-таки привлек внимание. Это только начало. А если будут от вас предложения обоснованные и солидные, мы с вами найдем возможность сотрудничать.

Виктор Степанович Карпенко
Начальник отдела Управления по работе с соотечественниками МИД России

Источник:http://www.researcher-at.ru
Просмотров: 659 | Добавил: Andy | Теги: российские соотечественники | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Календарь
«  Март 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Москва
    Северодонецк
    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz