Информационный вестник "ROS`a"
[b]Спасибо вам за посещение нашего сайта!Желаем вам всех благ!Вас приветствует творческий коллектив информационного вестника "ROS`a"[/b]

Здравствуйте! Сегодня Пятница. 03.05.2024 07:49


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 85

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2011 » Декабрь » 26 » Рубрика "Выдающиеся имена России": Классик мировой литературы - к 190-летию со Дня рождения Николая Алексеевича Некрасова
17:52
Рубрика "Выдающиеся имена России": Классик мировой литературы - к 190-летию со Дня рождения Николая Алексеевича Некрасова
«Сейте разумное, доброе, вечное».
Н.А. Некрасов

В 2011 году отмечается знаменательная дата – 190 лет со Дня рождения великого русского поэта, писателя и публициста Николая Алексеевича Некрасова.
Родился поэт 28 ноября (10 декабря) 1821 года в городе Немирове Подольской губернии, где в то время квартировал полк, в котором служил отец Некрасова, поручик Алексей Сергеевич. Это был человек, прошедший многие испытания на своём веку. Его не миновала семейная слабость Некрасовых — любовь к картам. Сергей Некрасов, дед поэта, проиграл в карты практически всё состояние. Человек увлекающийся и страстный, Алексей Сергеевич Некрасов очень нравился женщинам. Его полюбила Елена Андреевна Закревская (Helena Zakrzewska), варшавянка, дочь богатого посессионера Херсонской губернии. Родители не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого, малообразованного армейского офицера, но брак, который не стал счастливым, свершился без их одобрения. Обращаясь к воспоминаниям детства, поэт всегда говорил о матери как о страдалице, жертве грубой и развратной среды. В целом ряде произведений, особенно в «Последних песнях», в поэме «Мать» и в «Рыцаре на час», Некрасов запечатлел светлый образ той, которая скрасила своей благородной личностью непривлекательную обстановку его детства. Обаятельный образ матери в воспоминаниях сказался в творчестве Некрасова необыкновенным участием его к женской доле. Она была образованной женщиной, стала первым его учителем,  привила ему любовь к литературе, к русскому языку.
Отец наоборот был человеком деспотического характера, угнетавшего не только крепостных, но и свою семью, чему стал свидетелем будущий поэт. Ф. Достоевский позднее написал о Некрасове: "Это было раненое в самом начале жизни сердце; и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь".
Детство Некрасова прошло в родовом имении Некрасовых, в деревне Грешневе Ярославской губернии, родовом  имении отца куда он, выйдя в отставку, переселился, когда сыну было 3 года. Огромная семья, а у поэта было 13 братьев и сестёр, запущенные дела и ряд процессов по имению, вынудили отца взять место исправника. Во время разъездов он часто берёт с собой маленького Николая. Прибытие исправника в деревню знаменовало собой что-нибудь трагическое: мёртвое тело, выбивание недоимок и т. п. — все эти печальные картины народного горя запечатлелись в чуткой душе будущего поэта.
В 1832 году Некрасов поступает в Ярославскую гимназию, где проходит обучение до 5 класса. В  этот период Николай начинает писать стихи, но учится он плохо, занятия большей частью прогуливает вместе со старшим братом Андреем, с руководством гимназии не ладит, в некоторой мере вследствие написания сатирических стихов.
Отец поэта мечтал о военной карьере для сына, поэтому в 1838 году 16-летний Николай  отправляется в Санкт-Петербург для определения в дворянский полк.
 Встреча с гимназическим товарищем, студентом Глушицким, и знакомство с другими студентами разбудили в юном Некрасове стремление к учёбе, и он несмотря на угрозы отца оставить его без материальной помощи начинает готовиться к вступительному экзамену в Петербургский университет. Но он его не выдерживает и поступает вольнослушателем на филологический факультет. С 1839 по 1841 годы проходит обучение в университете, но много времени у него занимают поиски заработка. Некрасов терпит страшную нужду. У него нет возможности каждый день обедать за 15 коп. «Ровно три года, — рассказывал он впоследствии, — я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволяли читать газеты, хотя бы ничего не спросил себе. Возьмешь, бывало, для вида газету, а сам пододвинешь себе тарелку с хлебом и ешь». Были проблемы  у будущего поэта и со съёмом жилья. От продолжительного голодания он заболевает, к тому же образовалась большая задолженность за квартиру солдату, у которого снимал комнатку. Когда, будучи больным, он пошёл к своему товарищу, по возвращении хозяин квартиры, несмотря на ноябрьскую ночь, не пустил его обратно. Над ним сжалился проходивший нищий и отвёл его в трущобу на окраине города. В этом ночлежном приюте поэт нашёл для себя заработок, составив неизвестному человеку за 15 копеек прошение. Крепкая нужда закалила Некрасова, но она же негативно повлияла на развитие его характера: он стал «практиком» не в лучшем значении этого слова.
Бедствия, выпавшие на долю Некрасова, нашли отражение в его стихах и незаконченном романе "Жизнь и похождения Тихона Тростникова".
Вскоре дела его  хорошо устроились: он начинает давать уроки, писать статьи в «Литературном прибавлении к Русскому Инвалиду» и «Литературной Газете», сочиняет для лубочных издателей азбуки и сказки в стихах, пишет водевили под именем Перепельского для Александринского театра. У поэта постепенно начинают появляться сбережения, и он решает опубликовать сборник своих стихотворений, который выходит в 1840 году с инициалами Н. Н. под заглавием «Мечты и звуки».
Русский писатель и драматург Н.А.Полевой одобрительно высказывается о дебютанте, но писатель В. Г. Белинский в «Отечественных записках» отзывается о книге пренебрежительно, что крайне негативно подействовало на психологическое состояние молодого поэта.
В начале 40-х годов 19 века писатель становится сотрудником «Отечественных записок», библиографического отдела. Писатель В.Г. Белинский знакомится с ним более близко, с  достоинством оценив остроту его ума. Но он понимает, что в области прозы из Некрасова кроме заурядного журнального сотрудника, ничего не выйдет, при этом  восторженно одобрив его стихотворение «В дороге».
В скором времени Некрасов стал много публиковаться. Он выпускает в свет целый ряд альманахов: «Статейки в стихах без картинок» (1843), «Физиология Петербурга» (1845), «1 апреля» (1846), «Петербургский Сборник» (1846). В этих сборниках дебютировали Д. Григорович, Ф. Достоевский, публиковались И. Тургенев, А. Герцен, А. Майков. Особенный успех заслужил «Петербургский Сборник», в котором появляется произведение Ф.Достоевского «Бедные люди».
Издательские дела Некрасова идут настолько хорошо, что в конце 1846 года он, вместе с И. И. Панаевым, приобретает у известного критика пушкинской эпохи П. А. Плетнёва журнал «Современник». Литературная молодёжь, придававшая силу «Отечественным запискам», бросает русского издателя и редактора А. А. Краевского и присоединяется  к Некрасову. В.Г.Белинский также переходит в «Современник» и передаёт поэту часть того материала, который он собирал для своего сборника «Левиафан».
В.Г. Белинский становится в «Современнике» таким же журнальным чернорабочим, каким он был у Краевского. Впоследствии Некрасова справедливо критиковали за такое отношение к человеку, более всех содействовавшего перемещению  центра тяжести литературного движения 40-х годов 19 века из «Отечественных записок» в «Современник». Начинается печатание в «Современнике» длинных, наполненных невероятными приключениями романов «Три страны света» и «Мёртвое озеро», написанных Некрасовым в сотрудничестве с Н.Станицким (псевдоним русской писательницы А. Я. Головачёвой-Панаевой). Но главы этих романов являлись прикрытием лакун, образовывавшихся в журнале из-за запретов цензуры.
С  середины 50-х годов Некрасов серьёзно заболевает заболеванием горла, как предполагалось фатальным, но пребывание в Италии предотвратило катастрофу. Выздоровление поэта совпадает с началом новой эры в русской жизни. В творчестве Некрасова тоже наступает счастливый период, который выдвинул его в первые ряды литературы. Он попадает в круг людей высокого нравственного строя, а Н. Чернышевский и Н. Добролюбов становятся главными деятелями «Современника». Благодаря своей замечательной чуткости и способности быстро усваивать настроение и взгляды окружающей среды, Некрасов становится по преимуществу поэтом-гражданином.
В 1850 — 1860-х годов, в период общественного подъема и крестьянской реформы публикует произведения "Поэт и гражданин", "Песня Еремушке", "Размышления у парадного подъезда", поэму "Коробейники".
В 1862 году, после событий 1861 года, когда лидеры революционной демократии были арестованы, поэт посещает  родные места — Грешневе и Абакумцеве, итогом которого стала лирическая поэма "Рыцарь на час" (1862), которую сам поэт выделял и любил. В этом же  году Некрасов приобретает усадьбу Карабиха, недалеко от Ярославля, куда приезжает каждое лето, проводя время на охоте и в общении с друзьями из народа.
Когда в 1866 году «Современник» был закрыт, поэт сходится со своим старым врагом - Краевским и арендует у него с 1868 года «Отечественные записки», поднятые им на ту же высоту, которую занимал «Современник».
В эти годы он работает над поэмой "Кому на Руси жить хорошо" (1866 — 76), пишет поэмы о декабристах и их женах: "Дедушка", 1870 год, "Русские женщины", в 1871 — 72году. Кроме того, создал серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма "Современники" (1875).
В начале 1875 года Некрасов тяжело заболевает, врачи обнаруживают у него злокачественную опухоль кишечника, и вскоре его жизнь превращается в медленную смерть. Поэта оперирует специально прибывший из Вены знаменитый хирург Бильрот, однако операция смогла лишь ненадолго продлить ему жизнь. Вести о смертельной болезни поэта довели популярность его до высшего предела. Со всех концов России шли беспрерывным потоком письма, телеграммы, приветствия, адресы. Они оказывали  психологическую поддержку в его страшных мучениях, и творчество его забило новым ключом.
Написанные в это время «Последние песни» по искренности чувства, сосредоточившегося почти исключительно на воспоминаниях о детстве, матери и совершённых ошибках, принадлежат к лучшим созданиям его пера. Рядом с осознанием своих «вин», в душе умирающего поэта ясно вырисовывается и осознание своего значения в истории русского слова. В прекрасной колыбельной песне «Баю-баю» смерть, отображённая  в лице его матери, говорит ему: «не бойся горького забвенья: уж я держу в руке моей венец любви, венец прощенья, дар кроткой родины твоей… Уступит свету мрак упрямый, услышишь песенку свою над Волгой, над Окой, над Камой…»
Умер поэт 27 декабря 1877 года. Невзирая на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодёжи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения на Новодевичьем кладбище  города Санкт – Петербурга.
Похороны Некрасова, устроившиеся без организации, были первым случаем всенародной отдачи последних почестей писателю. Достоевский, сказавший несколько слов у открытой могилы поэта, поставил эти имена А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и Н.А.Некрасова рядом, но несколько молодых голосов прервали его криками: «Некрасов выше Пушкина и Лермонтова». Этот спор переходит в печатные издания, в которых одни поддерживали мнение молодых энтузиастов, другие считали, что Пушкин и Лермонтов были выразителями всего русского общества, а Некрасов — только «кружка», третьи с негодованием отвергали саму мысль о параллели между творчеством, приведшему русский стих к вершине художественного совершенства, и «неуклюжим» стихом Некрасова, по их мнению, лишённым всякого художественного значения.

Значение творчества  Н.А.Некрасова для русской литературы.
Некрасов был идейным соратником великих революционных демократов - Чернышевского и Добролюбова. В течение тридцати лет с1847 по 1877 годы он стоял во главе двух лучших русских журналов, «Современник» и «Отечественные записки».
В его поэзии нашла бессмертное воплощение целая эпоха нашего общественного развития. Он, по сути, явился поэтическим вождём передового поколения 60 -70х годов 19 века. Его гневная, страдальческая поэзия оказала могучее воздействие не только на революционную молодёжь, но и на великих реалистов кисти – художников -«передвижников», для которых он был признанным учителем и другом. Поэту удалось сблизить поэзию с народом, ввести в литературу новые темы и образы, обновить и расширить поэтический словарь. Его поэтический голос, наравне с голосом Пушкина, «был эхом русского народа». Поэтому  В. Г. Белинский, любивший Пушкина, «любил и великолепно знал,- по словам Н. К. Крупской,- Некрасова. Чуть не  наизусть выучил   Некрасова».
Воздействие некрасовской поэзии испытали на себе советские поэты Маяковский, Исаковский, Твардовский, Сурков и др. А. В. Луначарский, писал: «Не принижая ни на минуту великих алтарей Пушкина и Лермонтова… мы всё же говорим - нет в русской литературе, во всей литературе такого человека, перед которым с любовью и благоговением склонялись бы ниже, чем перед памятью Некрасова!»
И хотя «камень от могилы» николаевской России был отвален, многие пережитки крепостнического строя оставались ещё неприкосновенными. Всё это тяжёлым гнётом давило и на положение крестьянской массы, и на настроения передовой интеллигенции.
Недовольство реформами почувствовалось в стране довольно скоро, выразившись, с одной стороны, в увеличении числа крестьянских восстаний в 60 -70х годах, а с другой - в усилении революционных  выступлений   в  среде  интеллигенции.
В 1879 -1880 годах в России  назревала новая революционная ситуация. Она была настолько грозной, что Маркс и Энгельс допускали, что «революция начнётся на этот раз на Востоке» и что социальный переворот в России близок.
В поэзии 70-х годов ведущая роль по праву принадлежала Н. А. Некрасову. В эти годы появляется его поэма «Кому на Руси жить хорошо», в которой с большой художественной силой показана тяжёлая жизнь крестьянства в после реформенный период. Поэт делал акцент на основной задаче, стоящей перед интеллигенцией,- революционной борьбе за правое дело народа.
Таким образом, Н.А.Некрасов по праву считается классиком не только русской, но и  мировой литературы!
Его наставление потомкам «сейте разумное, доброе, вечное» стало ориентиром для многих поколений поэтов, писателей, здравомыслящих людей, всех тех, кто свою жизнь на Земле посвящает во благо развития и совершенства человечества.

Информация подготовлена пресс – службой ОО «РОС» на основе материалов интернет – ресурсов ru.wikipedia.org, www.parta.com.ua,www.testsoch.net, открытых источников



Просмотров: 863 | Добавил: Andy | Теги: Поэзия, Н.А.Некрасов | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Календарь
«  Декабрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Москва
    Северодонецк
    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz